PDA

Просмотр полной версии : ПРЕСС РЕЛИЗ Правительства


archmaster
08.07.2005, 01:44
2. О ходе реализации законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и мерах по его совершенствованию

Основные итоги проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2003-2004 годы

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” вступил в силу с 1 июля 2003 года.

Принятие Закона было обусловлено необходимостью защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу при использовании транспортных средств другими лицами с учетом роста в Российской Федерации числа дорожно-транспортных происшествий.

За время его действия создана эффективная система, позволяющая возмещать вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий.

За период действия Закона в России достигнут высокий уровень числа лиц, пользующихся обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств. По данным МВД России численность застрахованного таким образом автотранспорта составляет 35,8 млн. В течение первого года действия указанного Закона число застрахованных автомобилей составляет 76,6% от числа транспортных средств. Указанный показатель является одним из лучших среди стран, в которых данный вид обязательного страхования был введен за последние годы. А если учитывать только реально эксплуатируемые транспортные средства (23,8 млн. единиц), регулярно проходящие технический осмотр, то процент, использующих данный вид обязательного страхования, составляет 93,6%.

Граждане стали относиться к страховому полису как к необходимому финансовому документу. Согласно исследованию, проведенному в конце 2004 года ВЦИОМ (Всероссийским центром изучения общественного мнения), 47% автовладельцев поддерживают введенный Закон и удовлетворены организационными моментами, связанными с процедурой заключения договора страхования. Для впервые введенного обязательного вида страхования, с учетом имеющихся законодательных неточностей и противоречий, отсутствия опыта страхования у большинства населения страны, это серьезная оценка.

Исходя из анализа данных отчетности страховых организаций можно констатировать, что за первые полгода действия Закона, с 1 июля 2003 года по 31 декабря 2003 года, было заключено свыше 12 млн. договоров, сумма страховой премии по которым составила 25,3 млрд. рублей. За указанный период было заявлено около 95 тыс. страховых случаев, более 57 тыс. из которых было урегулировано.

Средняя выплата по договору об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств составила 20650 рублей. Всего же за этот период общая сумма выплат по страховым случаям составила 1,1 млрд. рублей.

На данный период отрицательным моментом является недостаточная информированность владельцев транспортных средств о преимуществах обязательного страхования гражданской ответственности. Пик продаж полисов обязательного страхования пришелся на декабрь 2003 года, что было связанно с введением штрафов с 1 января 2004 года за отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

За период с января по декабрь 2004 года заключено более 23 млн. договоров страхования, сумма собранной страховой премии составила 49,2 млрд. рублей, что составляет 0,4% ВВП.

Около 1 млн. страховых случаев заявлено и около 900 тыс. из них урегулировано. Страховые выплаты за этот период составили 19,2 млрд. рублей. Сумма средней выплаты за 2004 год составила 21333 рублей. Ожидаемая сумма страховых выплат по заявленным, но не урегулированным убыткам - 2,5 млрд. рублей. При этом следует иметь в виду, что не по всем страховым случаям потерпевшие оперативно обращаются к страховщикам. Срок исковой давности для обращения за страховой выплатой за причинение вреда имуществу составляет 2 года, а за причинение вреда жизни и здоровью не ограничен.

Также следует отметить, что за указанный период возросло число зарегистрированных ДТП. Это свидетельствует о том, что автовладельцы осознали преимущества обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и стали чаще заявлять о ДТП в органы ГИБДД и страховщикам в целях получения страхового возмещения потерпевшими.

Следует отметить, что страховая премия, приходящаяся на один автомобиль (отношение суммы собранной премии к общему количеству договоров) за период январь-декабрь 2004 года по всему парку застрахованных автомобилей в России составила 1920 рублей и близка к базовой (для физических лиц – 1980 рублей, для юридических лиц – 2375 рублей). Данный факт свидетельствует о том, что базовая тарифная ставка установленная Правительством Российской Федерации была достаточной для исполнения страховщиками своих обязательств.

В соответствии с Законом создан Российский союз автостраховщиков (РСА), куда входят все компании, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данная организация с 1 июля 2004 года осуществляет компенсационные выплаты за ущерб, нанесенный жизни и здоровью пострадавших в ДТП.

Так, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, или не был застрахован, а также если его страховщик обанкротился, то выплаты осуществляются потерпевшим РСА. Часть страховой премии - (3%) отчисляется страховщиками в РСА для обеспечения этих целей. Согласно данным РСА союзом сформирован фонд в размере 760 млн. рублей на осуществление выплат по полисам страховщиков на случай возможных банкротств и фонд в размере 1,52 млрд. рублей – для выплат, полагающихся в остальных случаях.

Основные направления совершенствования системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Прошедшие полтора года действия системы обязательного страхования наглядно показали, что Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии” имеют ряд существенных недоработок, которые требуют корректировки.

В первую очередь, требуют решения вопросы, направленные на совершенствование механизма обеспечения возмещения вреда потерпевшим, обратившимся к страховщику за страховой выплатой. При этом особое внимание следует уделить возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших, как одному из наиболее социально значимых направлений.

В целях упорядочения системы выплаты страхового возмещения в Правилах обязательного страхования необходимо:

уточнить перечень документов, представляемых потерпевшим для получения страховой выплаты, ввести механизм определения размера страховой выплаты за причинение вреда жизни и здоровью потерпевшего, а также увеличить срок подачи потерпевшим заявления и других документов на страховую выплату;
ввести меры, направленные на возможность полного возмещения вреда потерпевшему в результате гибели и повреждения имущества;
уточнить порядок определения размера страхового возмещения, причитающегося нескольким потерпевшим пострадавшим в ДТП, в случае, если общий размер ущерба превышает страховую сумму, и требования о его возмещении предъявляются этими потерпевшими не одновременно;
уточнить порядок досрочного прекращения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусматривающий расчет части страховой премии, подлежащей возврату, а также порядок продления договора на новый срок.
На необходимость обеспечения повышенной защиты прав потерпевших при процедуре получения страховых выплат, недопустимость ухудшения положения потерпевшего и снижения гарантий прав потерпевшего на возмещение причиненного ему вреда при использовании транспортного средства иными лицами, указал в своем Постановлении от 31 мая 2005 года Конституционный Суд Российской Федерации.

В целях расширения сферы действия Закона, в части компенсационных выплат потерпевшим, следует предусмотреть в ряде случаев возможность осуществления компенсационных выплат за причинение вреда имуществу потерпевшего, наряду с возмещением вреда его жизни и здоровью, за счет средств профессионального объединения страховщиков, а также упростить процедуру получения потерпевшими компенсационных выплат за вред, причиненный жизни и здоровью. В целях гарантии защиты интересов потерпевших в случаях, когда страховщики не в состоянии исполнять обязательства в силу неплатежеспособности и отзыва лицензии, необходимо предусмотреть возможность компенсационных выплат потерпевшим.

Также требует проработки система мер ответственности страховщика за необоснованный отказ в страховой выплате и задержку в осуществлении выплаты. Например, введение санкций к страховщикам за нарушение условий страхования в части несоблюдения сроков осуществления страховой выплаты.

В качестве долгосрочной меры – возможно, будет необходимо рассмотреть введение в Закон права потерпевшего, при наличии соответствующих условий (причинение вреда только имуществу, участие в ДТП не более 2-х транспортных средств, при отсутствии разногласий между водителями и т.д.), обратиться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым потерпевшим заключен договор обязательного страхования его ответственности.

Страховщики между собой урегулируют вопросы взаиморасчетов по осуществленной страховой выплате без участия страхователя/потерпевшего. Данная мера позволит значительно упростить процедуру получения страховой выплаты для части потерпевших граждан.

Особого внимания требует рассмотрение вопроса о пересмотре страховых тарифов.

С учетом приведенной статистики по уровню выплат и убыточности страховой суммы представляется преждевременным внесение изменений в расчет базовой ставки страхового тарифа до обобщения итогов проведения обязательного страхования и получения данных о финансовых результатах деятельности страховщиков за тарифный период, как минимум – 3 года. Собранные за этот период статистические данные и результаты дадут основания для более глубокого анализа факторов, влияющих на величину страховых тарифов и установления коэффициентов.

Тем не менее, следует исключить имеющиеся противоречия, ошибки и неоднозначность применения норм в постановлении Правительства Российской Федерации “Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, а также уточнить порядок применения и размер таких коэффициентов, как коэффициент преимущественного использования ТС, коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, коэффициент в зависимости от мощности двигателя транспортного средства и других коэффициентов.

Четкость работы системы обязательного страхования зависит не только от совершенствования законодательных основ о страховании, но и от обеспечения безопасности дорожного движения, своевременной компенсации части страховой премии отдельным категориям граждан, состояния автодорог. Рост аварийности на транспорте, отсутствие регулирования перевозок пассажиров, операционных систем взаимодействия, сбора и обработки информации по данному виду страхования, единой методологической базы проведения независимой экспертизы при определении размера причиненного вреда пострадавшим, система мер социальной поддержки малообеспеченным слоям населения должны стать предметом анализа и рассмотрения министерств и ведомств, на которые возложены полномочия по регулированию и контролю в данных областях.

В рамках реализации Закона необходимым является создание цивилизованной системы возмещения ущерба пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.