PDA

Просмотр полной версии : О внесении изменений в закон об общественных объединенях


Wilych
24.11.2005, 11:00
Уважаемые коллеги!

Ниже привожу текст законопроекта о внесении изменений в закон об общественных организациях, пояснительную записку к этому закону и заключение правового управления ГД.

Я, вроде бы ничего опасного не увидел. Но может не внимательно смотрел? Может кто другой сможет разглядеть в этом проекте подводные камни, могущие стать камнями преткновения на пути создания и регистрации общественных объединений.

С уважением, Георгий (Вилыч)

=========================
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЗАКОНОПРОЕКТ

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

Вносится
Поповым Сергеем Александровичем,
Косачевым К.И., Кокошиным А.А.
Плигиным В.Н., Смирновой С.К.
Макаровым А.М., Емельяновым М.В.
Нарочницкой Н.А., Чуевым А.В.
Грешневиковым А.Н., Квицинским Ю.А.
Решульским С.Н., Островским А.В.
Баковым А.А.,Гальченко В.В.
Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации


Статья 1
Пункт 4 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 33, ст. 1915; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5503) дополнить предложением следующего содержания: "Создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования некоммерческих организаций, учредителями которых являются иностранные некоммерческие неправительственные объединения, структурных подразделений - отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений не допускаются.".

Статья 2
Внести в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930; 1997, № 20, ст. 2231; 1998, № 30, ст. 3608; 2002, № 11, ст. 1018; № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711) следующие изменения:
1) в статье 2:
в части второй слова "организаций," и слова "или филиалов и представительств -" исключить;
дополнить частью следующего содержания:
"Под иностранным некоммерческим неправительственным объединением в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства для достижения общественно полезных целей, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.";
2) в статье 3:
часть четвертую изложить в следующей редакции:
"Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица с уведомлением о своем создании и начале деятельности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.";
дополнить частью следующего содержания:
"Структурные подразделения - отделения иностранных некоммерческих неправительственных объединений создаются в организационно-правовой форме общественной организации и подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.";
3) часть вторую статьи 19 после слов "лица без гражданства" дополнить словами ", постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации,";
4) в статье 21 части одиннадцатую - четырнадцатую изложить в следующей редакции:
"Решение о государственной регистрации структурного подразделения - отделения иностранного некоммерческого неправительственного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации. Указанное решение принимается на основании документов, представленных в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных руководящим органом иностранного некоммерческого неправительственного объединения, а также на основании копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранного некоммерческого неправительственного объединения. Документы иностранного некоммерческого неправительственного объединения представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть нотариально заверены.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц.
За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.";
5) в статье 23 части вторую - четвертую изложить в следующей редакции:
"В государственной регистрации общественного объединения, в том числе структурного подразделения - отделения иностранного некоммерческого неправительственного объединения, также может быть отказано в случае, если цели, задачи и формы деятельности учредителя общественного объединения, учредителя иностранного некоммерческого неправительственного объединения противоречат Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, если действия соответствующего учредителя направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в суд.";
6) абзац первый части второй статьи 27 изложить в следующей редакции:
"Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом и уведомившее в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган о своем создании и начале деятельности, имеет право:";
7) в статье 29:
абзац пятый части первой после слов "должностных лиц общественного объединения," дополнить словами "финансово-хозяйственные документы,";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.";
8) части вторую - четвертую статьи 38 изложить в следующей редакции:
"Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности, в том числе по расходованию средств, уставным целям. Указанный орган вправе:
запрашивать у руководящих органов общественных объединений их финансово-хозяйственные и распорядительные документы;
направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции;
в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока их устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в судебном порядке.
Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.
Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.";
9) в статье 44:
часть первую дополнить абзацем следующего содержания:
"неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его соответствующим территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.";
части вторую и третью изложить в следующей редакции:
"Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения, а также структурные подразделения - отделения иностранного некоммерческого неправительственного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения или иностранного некоммерческого неправительственного объединения.
Заявление о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.";
10) в части четвертой статьи 47 слова "Организации, отделения или филиалы и представительства" заменить словом "Отделения".

Статья 3
Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 1998, № 48, ст. 5849; 2002, № 12, ст. 1093; № 52, ст. 5141) следующие изменения:
1) дополнить статьей 131 следующего содержания:

"Статья 131. Государственная регистрация некоммерческих организаций
1. Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в определенной форме.
2. Решение о государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления (далее - некоммерческая организация, созданная в определенной форме), при ее создании, реорганизации и ликвидации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации, или его территориальным органом (далее – уполномоченный орган).
3. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, созданных в определенной форме, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации. Перечень и формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.
4. Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, представляются в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.
5. Для государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, в уполномоченный орган подаются следующие документы:
заявление, подписанное уполномоченными лицами некоммерческой организации, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;
учредительные документы в трех экземплярах;
решение о создании некоммерческой организации и утверждении учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
сведения об учредителях в двух экземплярах;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.
6. Документы иностранных юридических лиц представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть нотариально заверены.
7. Уполномоченный орган при отсутствии установленных статьей 231 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, не позднее чем через месяц со дня подачи необходимых документов принимает решение о государственной регистрации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в уполномоченный орган. Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации, созданной в определенной форме, выдает уполномоченным лицам (далее - заявители) документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
8. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.";
2) в статье 15:
пункт 1 после слова "граждане" дополнить словами ", достигшие 18 лет, если иное не установлено федеральным законом,";
дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями (участниками) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.";
3) в статье 17:
в пункте 1 слова "общественную организацию (объединение)" исключить;
в пункте 3 слова "в общественную организацию (объединение) либо" исключить;
4) статью 23 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, созданной в определенной форме, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации, созданной в определенной форме.
4. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.";
5) дополнить статьей 231 следующего содержания:
"Статья 231. Основания для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме
1. В государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, может быть отказано по следующим основаниям:
если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам;
если представлен неполный перечень определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов либо эти документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;
если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с тем же наименованием;
если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;
если название некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства - учредителя (участника) некоммерческой организации принято решение о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации;
если цели, задачи и формы деятельности учредителя некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам;
если действия учредителя некоммерческой организации направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем.
2. В случае отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, заявителям сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации соответствующей некоммерческой организации.
3. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, может быть обжалован в суд. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Рассмотрение повторного заявления о государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.";
6) статью 32 дополнить пунктами 3 - 8 следующего содержания:
"3. Некоммерческая организация, созданная в определенной форме, обязана ежегодно, не позднее 1 марта представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о реализации целей и задач, предусмотренных учредительными документами, с указанием персонального состава руководящих органов и подтверждением соответствия учредительным документам расходования средств. Формы таких документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции.
4. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации, созданной в определенной форме, в том числе по расходованию средств, ее уставным целям и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации, созданной в определенной форме, уполномоченный орган вправе:
запрашивать у органов управления некоммерческой организации их финансово-хозяйственные и распорядительные документы;
направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации ее уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции;
в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих уставным целям, вынести в ее адрес письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и срока их устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное в адрес некоммерческой организации, может быть обжаловано в суд.
5. Некоммерческие организации, созданные в определенной форме, обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются Правительством Российской Федерации.
6. Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.
7. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией, созданной в определенной форме, в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
8. Надзор и контроль за выполнением некоммерческой организацией существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.";
7) статью 33 изложить в следующей редакции:
"Статья 33. Ответственность некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Основаниями для ликвидации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, или запрета ее деятельности по решению суда являются:
осуществление экстремистской деятельности, действий, способствующих легализации денежных средств, полученных противоправным путем;
нарушение прав и свобод человека и гражданина;
неоднократные или грубые нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям.
Заявление о ликвидации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, вносится уполномоченным органом или прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ).".

Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона контроль за деятельностью некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления и зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона, государственная регистрация изменений их учредительных документов, ликвидация таких некоммерческих организаций осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Передача федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", территориальным органам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, сведений о некоммерческих организациях, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления и зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Учредительные документы общественных объединений, в том числе структурных подразделений - отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления и зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее чем через один год со дня вступления его в силу. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации таких юридических лиц на основании заявления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, или его территориального органа.
5. Структурные подразделения - филиалы и представительства - иностранных некоммерческих неправительственных объединений, правовое положение которых не приведено в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат закрытию.
6. Уполномоченное лицо общественного объединения, созданного до вступления в силу настоящего Федерального закона и не являющегося юридическим лицом, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, или его территориальный орган о своем создании и деятельности.
Президент
Российской Федерации


Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"


Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вызвана необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (за исключением организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления) в связи с отсутствием в законодательстве о некоммерческих организациях механизма контроля за их деятельностью.
Установление единого механизма контроля за соответствием деятельности таких некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям направлено на обеспечение стабильности гражданского общества и равенства всех субъектов права, действующих для достижения общественно-полезных целей и благ.
1. Наиболее существенные изменения вносятся в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (статья 3 законопроекта).
В соответствующих положениях реализована идея введения специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (единственным учредителем, одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления (далее - некоммерческой организации, созданная в определенной форме). Такой порядок предусматривает:
принятие решения о государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, территориальными органами Федеральной регистрационной службы, имеющей соответствующий опыт в сфере государственной регистрации общественных объединений; внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным в соответствии с Федеральным законом "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" органом (Федеральной налоговой службой, ее территориальными органами).
В связи с этим в законопроект включены специальные нормы, предусматривающие отказ в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, по расширенным основаниям, что позволит обеспечить создание организаций, действительно преследующих достижение общественно-полезных целей и благ.
Введение специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в определенной форме, обуславливает предусмотренные законопроектом нормы, касающиеся контроля за соответствием деятельности таких организаций их уставным целям и ответственности за нарушение ими законодательства, что также обеспечит равенство ответственности всех субъектов, действующих для достижения общественно-полезных целей и благ.
В законопроекте также уточняются нормы, касающиеся требований к учредителям некоммерческих организаций. В частности, предусматривается, что учредителями некоммерческой организации могут являться физические лица, достигшие 18 лет, то есть возраста, с которого гражданин своими действиями способен в полном объеме приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
2. Применение на практике норм Федерального закона "Об общественных объединениях" выявило необходимость совершенствования механизма контроля за деятельностью общественных объединений.
Законопроектом предлагается предусмотреть срок для устранения общественными объединениями выявленных Федеральной регистрационной службой (ее территориальными органами) нарушений законодательства.
В законопроекте уточняются нормы, касающиеся оснований для отказа в государственной регистрации общественных объединений и их ликвидации. Так, устанавливается возможность ликвидации структурного подразделения общественного объединения в связи с ликвидацией самого общественного объединения.
Законопроектом также предложено включить в Федеральный закон "Об общественных объединениях" положения об уведомительном учете общественных объединений, действующих без приобретения статуса юридического лица. Порядок такого уведомительного учета должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Введение учета общественных объединений, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, не направлено на ограничение их прав, а является способом обеспечения стабильного развития гражданского общества и равенства ответственности всех субъектов, действующих для достижения общественно-полезных целей и благ.
3. Законопроектом установлены переходные положения (статья 4), которыми не предусмотрена перерегистрация организаций, созданных и зарегистрированных до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (до 01.01.2006), но вводятся нормы, направленные на реализацию статей 1 и 2 этого Федерального закона. Так, со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" к некоммерческой организации, созданной в определенной форме, применяются нормы, касающиеся контроля за ее деятельностью, субъекты права, на которые распространяются положения этого Федерального закона, должны в течение года привести свои учредительные документы в соответствие с ним.


Заключение Правового управления Государственной Думы по проекту федерального закона
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
(1 чтение)


1116233364-4.127
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций

По поручению Совета Государственной Думы
от 8 ноября 2005 года (протокол № 117);
на исх. № вн 3.21-13/678 от 11.11.2005 года
Заключение
по проекту федерального закона № 233364-4 «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации»,
внесенному депутатами Государственной Думы С.А. Поповым,
К.И. Косачевым, А.А. Кокошиным, В.Н. Плигиным и другими
(первое чтение)

1. Законопроект направлен на установление специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций и единого механизма контроля за соответствием деятельности таких организаций действующему законодательству и декларируемым в учредительных документах целям. При этом предлагаемые статьей 3 проекта изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления специального порядка государственной регистрации касаются только некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации (союза), учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления (далее - некоммерческие организации, созданные в определенной форме). Таким образом, принятие проектируемых положений приведет к тому, что для одной и той же организационно-правовой формы некоммерческой организации, например, для учреждения, будут действовать различные правовые режимы государственной регистрации в зависимости от того, кто является ее учредителем - в случае, если такая организация учреждается частными лицами, будет действовать разрешительный порядок регистрации, а в случае, если она создана органами государственной власти, органами местного самоуправления или с их участием - заявительный порядок регистрации. Также законопроектом предлагается установить дополнительные основания для отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в определенной форме (пункт 5 статьи 3), и особый порядок контроля за их деятельностью (пункт 6 статьи 3). Указанные положения проекта, ставящие одних участников гражданского оборота в более выгодное положение по сравнению с иными участниками, нарушают принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, закрепленный статьями 1, 2 и другими Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (статья 124 Кодекса).
В связи с изложенным полагаем, что во избежание отмеченного противоречия заявительный порядок государственной регистрации может быть сохранен не в отношении любых некоммерческих организаций, учредителями (одним из учредителей) которых являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, а лишь в отношении органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, которые в силу положений федеральных законов подлежат регистрации в качестве юридических лиц, поскольку хотя названные органы и могут быть участниками имущественных отношений, но создаются они изначально для осуществления иных целей и реализации иных полномочий. В этом контексте редакция пунктов 1 и 2 новой статьи 131 Федерального закона «О некоммерческих организациях» нуждается в доработке.
2. Согласно статье 2 законопроекта общественные объединения, функционирующие без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, должны уведомлять о своем создании и начале деятельности. При этом в абзаце третьем пункта 2 статьи 2 проекта следует уточнить, какой орган государственной власти должны уведомлять указанные объединения о своем создании (как это сделано, например, в пункте 6 статьи 2 проекта).
3. Согласно предлагаемой редакции части второй статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абзац второй пункта 5 статьи 2 законопроекта) в государственной регистрации общественного объединения, в том числе структурного подразделения – отделения иностранного некоммерческого неправительственного объединения, может быть отказано в случае, если действия учредителя общественного объединения, учредителя иностранного некоммерческого неправительственного объединения направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем. Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 новой статьи 231 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (пункт 5 статьи 3 законопроекта).
Требуют дополнительного уточнения словосочетания "направлены на осуществление экстремистской деятельности" и "способствуют легализации денежных средств, полученных незаконным путем". Словосочетание "направлены на осуществление экстремистской деятельности" используется в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности", но его содержание не раскрыто. При этом следует отметить, что Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" не содержит предлагаемого в законопроекте ограничения права на объединение. Поскольку именно Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление, полагаем, что принятие предлагаемых изменений потребует внесения изменений и в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности".
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не содержит словосочетания "способствуют легализации денежных средств, полученных незаконным путем" и, соответственно, не раскрывает его содержание.
Полагаем возможным рассмотреть вопрос о дополнении законопроекта положением о невозможности регистрации общественной организации, если деятельность ее учредителя на момент обращения для государственной регистрации приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в связи с обращением уполномоченных государственных органов в суд.
4. Учитывая, что порядок и размеры взимания государственной пошлины регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, необходимо в пункте 4 статьи 2, в пунктах 1(проектируемой статье 13.1) и 4 статьи 3 законопроекта после слов «законодательством Российской Федерации» добавить слова «о налогах и сборах».
5. Согласно изменениям, вносимым в статью 3 Федерального закона "Об общественных объединениях" (пункт 2 статьи 2 законопроекта) порядок уведомления о создании и начале деятельности общественного объединения устанавливается Правительством Российской Федерации. Пунктом 3 дополняемой статьи 131 Федерального закона "О некоммерческих организациях" также определяется, что перечень необходимых для регистрации некоммерческих организаций документов определяется Правительством Российской Федерации. Обращаем внимание, что аналогичные нормы были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, так, например, в постановлении от 6 апреля 2004 года № 7-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года № 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" в связи с жалобой международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" и автономной некоммерческой организации "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" было установлено, что "федеральный законодатель не определил критерии и ориентиры относительно установления особенностей негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, оставив это на усмотрение Правительства Российской Федерации, и тем самым не исключил возможность произвольного толкования объема и содержания, а значит - ограничения прав и свобод актом Правительства Российской Федерации, что не соответствует статьям 19, 34 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации" (пункт 3.2. мотивировочной части). В этой связи, полагаем, что законопроект должен быть дополнен положениями, определяющими соответствующие "критерии и ориентиры".
6. Изменения, предлагаемые законопроектом в статью 32 (пункты 3 и 4) Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривают представление некоммерческими организациями, созданными в определенной форме, информацию о своей деятельности уполномоченному органу. Учитывая, что в пункте 1 статьи 32 указанного Федерального закона такой орган не упомянут, полагаем целесообразным после слов «налоговым органам,» добавить слова «уполномоченному органу,».
7. Пунктом 7 статьи 3 проекта предлагается изложить в новой редакции статью 33 Федерального закона «О некоммерческих организациях». По сути статью об ответственности некоммерческой организации предлагается дополнить основаниями ликвидации некоммерческой организации, созданной в определенной форме. Однако представляется, что подобное дополнение следует вносить в статью 18 названного Федерального закона, которая специально регулирует порядок ликвидации некоммерческой организации. По существу предлагаемых изменений обращаем внимание, что поскольку некоммерческие организации, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях», создаются и действуют как юридические лица и могут быть ликвидированы, то вести речь о запрете деятельности таких организаций не имеет смысла. Положение абзаца четвертого пункта 2 новой редакции статьи 33, согласно которому основанием для ликвидации некоммерческой организации по решению суда является систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям, следует согласовать с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым указанное основание для ликвидации предусмотрено в отношении конкретных форм некоммерческих организаций (общественной или религиозной организации (объединения), благотворительных или иных фондов).
8. В новой редакции абзаца четвертого части второй статьи 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» (пункт 8 статьи 2 проекта) слова «федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции» необходимо заменить словами «федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции». Аналогичные замечания относятся и к новым пунктам 3, 4 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (пункт 6 статьи 3 проекта).
Текст законопроекта нуждается в тщательной юридико-технической, редакционной и лингвостилистической доработке. Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: на 3 листах.


Начальник управления Г.П.Ивлиев




Исполнители: Ю.В.Тимонина, 692-97-16,
Ю.Н.Чибизова, 692-19-11,
А.А.Кисин, 692-40-71,
О.Н.Троицкая, 692-22-61

Кулибин
24.11.2005, 17:02
много буковок...
По существу: юристы, объясните простым человеческим языком, чем грозит данный закон?

sword
24.11.2005, 17:14
Вот коментарий
http://www.rbcdaily.ru/news/policy/index.shtml?2005/11/21/211791

Кулибин
24.11.2005, 17:25
Эт я уже читал, и ссылку выложил: http://www.19may.ru/forum/showthread.php?t=3280
Предлагаю объеденить ветки

ledakol
24.11.2005, 20:53
"Back in USSR"
Снова КГБ.
Они пытаются заранее развязать себе руки, что бы
бороться с гражданскими движениями, вроде "СВ".

Target
25.11.2005, 06:36
Вчера была программа по НТВ Соловьёва "К барьеру" по поводу нового закона об общественных организациях спор шёл между Хакамадой и Макаровым, как сообщено закон уже прошёл в гос.думе первое чтение. Государство накрывает колпаком всё что можно.